9 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Фёдоровича Можайского - контр-адмирала, исследователя, создателя первого самолёта в России.
Идея создания аэродинамического летательного аппарата возникла у Александра Фёдоровича в 1856 году под влиянием наблюдений за полётом птиц. В 1876 г. А.Ф.Можайский, по свидетельству инженера Богословского, "два раза поднимался в воздух и летал с комфортом" на воздушном змее. Александр Федорович провел большое количество различных расчетов, исследований, экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 г. он построил первую летающую модель самолета.
В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. По свидетельству современников, готовый аппарат Можайского представлял собой лодку с деревянными ребрами. К бортам лодки были прикреплены прямоугольные крылья, слегка выгнутые вверх. Лодка, крылья и хвостовое оперение самолета были обтянуты тонкой шелковой материей, пропитанной лаком. Самолет имел три четырехлопастных винта и два руля - горизонтальный и вертикальный.
Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта А.Ф.Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел, весил он 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, летчик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «…Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Александр Федорович пытался затем отремонтировать свой самолёт, улучшить его лётные качества, но ему этого сделать не удалось, 1 апреля 1890 года он скончался.
А.Ф.Можайский был первым, кто применил в конструкции летательного аппарата неподвижное крыло, больше того, он первый предложил вариант самолета, управляемого человеком.
Александра Фёдоровича Можайского является ярким примером искреннего служения своему Отечеству. Конструктор внес огромный вклад в дело создания летательных аппаратов тяжелее воздуха, спроектировал, построил в натуральную величину самолет - прообраз современного воздушного лайнера. Его эксперименты привели к утверждению основ конструкции самолета, используемой в авиастроении до сих пор, а также к созданию одной из первых в мире рабочей модели самолета.
С 9 по 30 марта 2025 г. МБУК «Мемориальный Дом-музей усадьба приглашает на музейно-познавательную программу: «Я желал быть полезным своему Отечеству», посвященную 200-летию изобретателя первого русского самолета Александру Федоровичу Можайскому. Гости познакомятся с жизнью и научной деятельностью А.Ф.Можайского, историей создания первого самолета и смогут увидеть модель первого летательного аппарата, выполненную 1:60.
Чтобы оценить работу
организации
МБУК "Мемориальный
дом-музей усадьба Н.Е.Жуковского",
используйте QR-код
(49242) 555-46